Не работает микрофон на ПК или Mac: как исправить и как настроить
Микрофон – устройство чувствительное, капризное, но столь необходимое нам для общения. Он дает возможность созваниваться с близкими по скайпу и вести деловые переговоры, не отходя от компьютера и не тратя солидные суммы на сотовую связь.
Сбой в работе «органа слуха» нашего электронного помощника заставляет нас чувствовать себя немыми, что не только неприятно, но и способно нарушить наши планы. Разберемся-ка, что делать, если на компьютере под управлением Windows или Mac OS X не работает микрофон и как его настроить на оптимальное звучание.
Не работает микрофон на Mac и ПК: как исправить и как настроить
Почему компьютер «оглох»?
Причинами внезапной «глухоты» ноутбука или ПК бывают и программные, и аппаратные сбои. Аппаратная неисправность может скрываться в самом микрофоне или компьютере, к которому он подключен. Программные неполадки бывают вызваны нарушением в работе операционной системы и отдельных приложений.
На аппаратный сбой указывает следующее:
- Микрофон не работает при подключении к различным ПК и гаджетам.
- Он не определяется компьютером, несмотря на подсоединение к нужному гнезду, наличие аудиодрайвера и правильные настройки звуковой карты.
- Незадолго до полного отказа качество захвата звука снизилось – скакала громкость, возникали посторонние шумы, трески, щелчки или собеседник периодически переставал вас слышать.
- Видны явные повреждения кабеля, штекера или других частей девайса, а также микрофонного входа на компьютере.
- На машине вообще нет звука. Звуковая карта не определяется в BIOS.
О программных неполадках говорят проблемы с захватом аудио в одном или нескольких приложениях и только на конкретной операционной системе (если на ПК их несколько). Причинами программных сбоев бывают:
- Неустановленный, неподходящий или сбойный звуковой драйвер.
- Неправильные настройки гнезд подключения аудиоустройств.
- Отключение звукозаписи в операционной системе или снижение уровня ее громкости до нуля.
- Повреждение разделов реестра или системных файлов, ответственных за звукозапись (чаще всего это бывает из-за вирусов, программ-«твикалок» и шаловливых ручек пользователей).
- Неправильная настройка или сбой конкретного приложения (если звукозапись не работает только в нем).
Как вернуть «слух» ПК под управлением Windows
Переходите от одного шага к другому, если не помог предыдущий.
- Удостоверьтесь во внешней целостности разъемов подключения — микрофонного и ПК. Подсоедините микрофон к розовому гнезду на передней или задней панели системного блока. Или просто к разъему для аудиоустройств, если у вас ноутбук.
- Проверьте микрофонный кабель на излом – посгибайте его в разные стороны, одновременно контролируя реакцию на звук.
- Если у вас специфическое устройство, требующее собственных драйверов (например, минимикрофон, встроенный в веб-камеру), убедитесь, что оно поддерживается системой. Информация об этом должна быть в руководстве к нему и на сайте производителя.
- Установите, обновите или переустановите аудиодрайвер:
- Загрузите драйвер с сервера производителя звукового адаптера. Марку и модель можно найти в инструкции к девайсу, в описании материнской платы (если адаптер встроенный) или ноутбука. Установите его так же, как обычное приложение.
- Если драйвер уже установлен – обновите его. Запустите «Диспетчер устройств», разверните список звукового оборудования, нажмите правой кнопкой мышки на используемый адаптер и выберите «Обновить драйверы».
- Если не помогло – переустановите драйвер. Выберите в этом же меню опцию «Удалить». В окне предупреждения отметьте «Удалить программы драйверов» и перезагрузите машину. После нового старта установите аудиодрайвер повторно.
- Проведите диагностику неполадок со звуком средствами Windows. Нажмите «правой мышкой» на значок динамика в трее и выберите «Обнаружить неполадки со звуком».
- Проверьте параметры и уровень громкости звукозаписи:
- Щелкните в этом же меню «Записывающие устройства». Если в новом окне возле значка «Microphone» стоит метка «Отключено», откройте его свойства.
- Из списка «Применение устройства» выберите «Использовать».
- Следом откройте вкладку «Уровни» и установите желаемую громкость.
- Проверьте назначение гнезд аудиоустройства (если доступно): запустите программу управления (у меня это Диспетчер Realtek), щелкните в панели правой кнопкой по значку микрофонного входа и выберите «Смену назначения разъемов».
- В окошке «Какое устройство подключить» отметьте «Микрофонный вход» и сохраните настройку.
Если и это оказалось бесполезно, причина или в физической неисправности оборудования, или в серьезном системном сбое. С первым пусть разбираются специалисты, а второе можно попытаться решить восстановлением системы на сохраненную контрольную точку или, в крайнем случае – переустановкой.
Неполадки отдельных программ решаются изменением их настроек или также – путем удаления и повторной установки.
Оптимальные настройки звукозаписи в Windows
Рассказ о том, как настроить микрофон на оптимальное звучание, — это логическое продолжение инструкции по устранению неполадок. Все действия выполняются в том же окне, которое мы рассмотрели выше.
Итак, откройте раздел «Запись» системной утилиты «Звук», отметьте нужный девайс и войдите в его свойства.
В свойствах:
- Зайдите во вкладку «Прослушать» и активируйте прослушивание с данного устройства. Нажмите «Применить».
- Откройте «Уровни». Установите громкость равной 100%, а ползунок усиления поставьте изначально на 0. Слушая себя в наушниках, передвигайте ползунок усиления вправо, пока не добьетесь баланса четкого звучания и минимума шумов. Снова нажмите «Применить».
- Зайдите в «Дополнительно» и установите максимально высокую разрядность и частоту дискретизации, при которых не возникает помех и искажения.
- И последнее – это вкладка «Улучшение». Здесь вы можете включить или отключить звуковые эффекты, подавление эха и шумов. Кстати, активация «неотложного режима» позволяет задействовать настройки на разных страницах этого окна без нажатия кнопки «Применить».
Для сохранения окончательных параметров не забудьте щелкнуть ОК.
Как решить проблемы со звукозаписью и правильно настроить ее на Mac
Не каждый iMac и MacBook имеет интерфейс для внешнего звукозаписывающего устройства, поэтому прежде чем подсоединять микрофон, убедитесь, что он поддерживается компьютером и узнайте из руководства, к какому разъему его подключать.
Дальнейшие шаги одинаковы для устранения неполадок и настройки как внешнего, так и встроенного оборудования. Выполняйте одно за другим до полного решения проблемы.
- Если девайс не распознается, сделайте сброс мультиконтроллера (SMC) и памяти NVRAM (в более старых версиях — PRAM). Как это делается, читайте в руководстве к аппарату или на сайте Apple Support (ссылки приведены).
- Загрузившись в OS X, кликните по яблочку в левом верхнем углу экрана и выберите в меню «System Preferences».
- В разделе «Hardware» окна «System Preferences» кликните кнопку «Sound».
- Зайдите на вкладку «Input» и удостоверьтесь, что девайс «Microphone» отображается в этом списке. Выберите его.
- Отрегулируйте уровень громкости (input level), одновременно проверяя, как устройство улавливает звук. Если слышите посторонние шумы, отметьте флажком «Use ambient noise reduction» — опцию шумоподавления.
После этого проблема должна исчезнуть. Если нет, скорее всего, звуковая карта или микрофон не совсем исправны либо последний не поддерживается вашим компьютером.
***
По моему опыту, эта инструкция помогает решить до 90% неполадок с захватом звука на Windows и Mac OS X. Надеюсь, когда-нибудь она выручит и вас!